Семья – это дружба, стабильность, уют.
Семья – это место, где верят и ждут.
Где примут любого, поймут и простят,
Где правят улыбка и любящий взгляд.
В семье разделяют всегда всё на всех:
Проблемы, удачи и радостный смех.
Так будьте же крепкой счастливой семьёй,
Тогда вас печаль обойдёт стороной!

 

Ежегодно 15 мая отмечается Международный День семьи, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН.

Еще в 1989 году, чтобы обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи, ГА ООН провозгласила 1994 год Международным годом семьи. 20 сентября 1993 года Ассамблея приняла резолюцию о Международном годе семьи, в которой также отмечалось, что начиная с 1994 года 15 мая ежегодно будет отмечаться как Международный День семьи. В резолюции также отмечалось, что празднование этого дня предоставляет возможность привлечь внимание органов государственной власти, местного самоуправления, общественности, в том числе общественных организаций, к проблемам семьи, к проведению мероприятий, целевых акций в поддержку семьи.

Генеральная Ассамблея ООН призвала обратить внимание общественности разных стран на семьи, которые вынуждены бороться за элементарные условия существования, особенно на семьи, пострадавшие в результате военных действий, ставшие жертвами нищеты и СПИДа.

Провозглашение Международного Дня семьи стимулировало проведение ряда пропагандистских мероприятий, включая национальные Дни семьи. Во многих странах проведение таких дней дало возможность определить различные области, представляющие интерес для семей и имеющие для них определенное значение. К их числу относятся тематические практикумы и конференции, радио- и телепрограммы, газетные публикации и программы в области культуры.

Тематика Международного Дня семьи каждый год разная. Главной темой дня в 2005 году была тема "Воздействие ВИЧ и СПИДа на благополучие семьи", в 2006 году - "Меняющиеся семьи: вызовы и возможности", в 2007 году - "Семьи и инвалиды", в 2008 году - "Отцы и семьи: обязанности и вызовы", в 2009 году - "Матери и семьи: вызовы в меняющемся мире", в 2010 году - "Влияние миграции на семьи во всем мире", в 2011 - проблемы бедности семьи и ее социальной изоляции,  в 2012 году — "Обеспечение баланса между трудовой деятельностью и выполнением семейных обязанностей на благо семей и общества в целом", в 2013 – «Содействие социальной интеграции и солидарности поколений». Тема 2014 году будет объявлена немного позже.

 

ЗАБОТА ГОСУДАРСТВА О СЕМЬЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 Жизнь любого человека проходит в двух взаимосвязанных сферах существования: бытовой (досуговой) и материально-производственной (учебной, служебной и т. д.). Кто принимает решение о том, где предпочтительнее находиться ребенку – в детских яслях-садике или дома, в какой школе учиться, куда поступить после окончания школы, какую профессию выбрать, где начинать трудовую деятельность взрослому человеку? Как правило, это семья, близкие родственники и друзья, сам индивид. Не остается в стороне и государство. Забота о семье – важнейшая задача социальной политики республики.

В этом контексте основная задача государства – предоставить всем гражданам равные права для реализации своих возможностей. Соответственно задача общества – проследить, чтобы эти права не ущемлялись и не нарушались, чтобы во все годы жизни человек имел возможности для самореализации, самоутверждения. А вот будет человек счастливым или нет, станет ли брак удачным, а семья благополучной – вопрос не к государству и даже не к обществу, а к каждому человеку в отдельности. Необходимо помнить, что только человек является хозяином своей судьбы. Никто не сделает его счастливым без его собственного участия. С одной стороны – государственная политика в области семьи, направленная на укрепление семейных отношений, социальные гарантии, обеспечивающие «стартовые» условия для материального благосостояния. С другой – только трудом собственно членов семьи достигается высокое благосостояние, благополучие семей.

В настоящих материалах рассматриваются актуальные вопросы о состоянии, проблемах и перспективах социальной политики в области семьи, а именно:

· социальная защита семей;

· отношение государства к детям-сиротам, решение проблем усыновления детей;

· охрана материнства и детства;

· демографическая ситуация;

· гендерная политика: поощрение равенства полов, расширение прав и возможностей женщин;

· роль семьи в формировании нравственного здоровья нации;

· семья и школа в формировании духовно-нравственного и патриотического воспитания;

· негативные явления в семейной среде (преступность на бытовой почве, алкоголизм родителей и подростков, преступность среди несовершеннолетних);

· деятельность общественных организаций по вопросам помощи семьям, физического и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Социальная защита семей

Государство рассматривает стабильную семью в качестве гаранта прочности общественного строя и развития гармоничной личности. Поддержка семей, воспитывающих детей, является одним из приоритетов социальной политики государства. Семья является фундаментальным социальным институтом, который обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Главная задача политики в отношении семьи – способствовать укреплению ее потенциала, создавать условия для максимальной реализации в целях полноценного выполнения семьей ее основных функций.

В Республике Беларусь в деятельности государства по отношению к семье сформировались позитивные тенденции. На основе Конституции принимаются меры по реформированию законодательства в интересах семьи, женщин и детей. Ратифицирован ряд международных документов в этой области.

Законодательство обеспечивает надежную систему социальной защиты семей с детьми, которая включает экономические, социальные, трудовые гарантии и права и создает условия для их реализации.

Основными формами государственной помощи семьям, имеющим детей, являются: денежные выплаты семьям на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии), а также дополнительная материальная помощь в денежной и натуральной формах; трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям; социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг: медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых).

Учитывая стабилизирующее воздействие материального благополучия на формирование и укрепление семьи, особое внимание уделяется вопросам устойчивого повышения уровня жизни населения. Повышение материального благосостояния семьи реализуется на основе создания экономических предпосылок роста заработной платы; устранения дифференциации в оплате труда; приоритетного ее повышения у низкооплачиваемых категорий работников; повышения минимальных государственных гарантий в области оплаты труда до уровня бюджета прожиточного минимума; поэтапного повышения доли заработной платы в валовом внутреннем продукте; усиления защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

Законодательными актами Республики Беларусь определяется государственная поддержка семьи, которая продолжается до достижения детьми 18-летнего возраста.

Материальная поддержка семей с детьми осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Системой государственных пособий в Беларуси охвачено 678,4 тыс. детей, что составляет 32,4% от их общего количества.

Ежемесячные пособия получают все дети в возрасте до 3 лет, а на детей старше 3 лет пособия начисляются с учетом совокупного дохода родителей.

Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.

С 1 января 2005 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь №505 от 14 октября 2004 г. «Об усилении материальной поддержки семей при рождении детей», согласно которому при рождении третьего и последующих детей единовременное пособие в связи с рождением ребенка выплачивается в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума.

Система социальной защиты семей с детьми включает также льготы по питанию детей, оплате за детские дошкольные учреждения, надбавки к пособиям по безработице и т. д.

Исполкомам всех уровней, администрациям в городах, министерствам и государственным комитетам предоставлено право в пределах средств, направляемых на удешевление питания школьников, полностью или частично освобождать от платы за питание учащихся из малообеспеченных семей.

Все дети в возрасте до 3 лет обеспечиваются лекарствами по рецептам врачей бесплатно. В возрасте до 7 лет дети имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси), учащиеся, студенты – 50-процентную скидку на проезд.

Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% совокупного дохода семьи.

Важное место в системе социальной защиты занимает адресная социальная помощь, которая реализуется в республике. Право на получение адресной социальной помощи граждане (семьи) имеют при условии, если среднедушевой доход не превышает установленный законодательством критерий нуждаемости, размер которого составляет 60% бюджета прожиточного минимума на душу населения. Размер государственной адресной социальной помощи в виде единовременного социального пособия установлен в пределах от 50 до 500 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Особое внимание государство уделяет многодетным семьям. Таким семьям постоянно выделяются дополнительные социальные льготы. Так, детям первых двух лет жизни бесплатно предоставляются продукты питания, если совокупный доход на члена семьи в месяц не превышает 20% среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек.

Для родителей, имеющих троих и более детей, на 50% снижается оплата за пребывание детей в детских дошкольных учреждениях и за пользование учебниками и учебными пособиями.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» многодетные семьи освобождаются от уплаты земельного налога.

В целях улучшения условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей матери, воспитывающей троих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.

Безработным, имеющим на иждивении троих и более детей в возрасте до 14 лет (двух и более детей-инвалидов до 16 лет), размер пособия по безработице увеличивается на 20%.

Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет.

Многодетные семьи имеют право на получение кредита на льготных условиях для оплаты обучения детей, получающих в высших учебных заведениях государственной собственности первое высшее образование на платной основе (дневная форма обучения).

Исключительно важной проблемой для многих молодых семей является жилищная. Согласно данным социологических опросов, отсутствие собственного жилья является помехой в рождении желаемого числа детей. Этот аргумент иногда используется для критики государственной власти, которая якобы не помогает молодым семьям в решении жилищной проблемы. Однако это далеко не соответствует действительности. Хорошо известно, что жилищная проблема признана приоритетной на государственном уровне, а жилье для молодых семей – главным ее приоритетом.

В целях содействия реализации права многодетных семей на жилье в 2004 году принят ряд Указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающих право многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на внеочередное включение в списки для получения льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, а также финансовую помощь в их погашении.

На решение жилищной проблемы многодетных семей направлен Указ Президента Республики Беларусь №493 от 6 октября 2004 года, который гарантирует им право внеочередного участия в жилищном строительстве, получение безвозмездной материальной помощи и льготного кредита.

Развитию комплексного подхода в решении проблем детства, семьи важное место занимает президентская программа «Дети Беларуси». Мероприятия, предусмотренные этой программой, направлены на создание условий для достойной жизни детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их интеграции в общество; обеспечение психологической и социальной защиты детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также на дальнейшее развитие системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр услуг семьям и детям.

Государственная семейная политика и впредь будет оставаться приоритетом социальной политики. Она не будет сводиться лишь к повышению рождаемости и росту материального благосостояния семей. Речь идет о более масштабных задачах: укрепления семьи как социального института, идейно-нравственной основы устойчивого развития общества.

Отношение государства к детям-сиротам, решение проблем усыновления детей

В Республике Беларусь насчитывается свыше 30 тысяч детей-сирот, причем до 90% из них стали сиротами при живых родителях (социальные сироты). Социальная защита этой категории граждан – один из приоритетов государственной политики и предмет постоянного внимания Президента страны. Государство берет на себя полную заботу об этих детях.

В целях усиления социальной защиты сирот и брошенных родителями детей парламентом республики в первом чтении принят проект Закона Республики Беларусь «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По поручению Главы государства Министерством труда и социальной защиты обеспечен учет детей-сирот – бывших воспитанников интернатов. Им оказывается содействие в получении жилья, трудоустройстве, предоставляется материальная, юридическая, психологическая и другие виды поддержки.

Важной проблемой в государстве является проблема усыновления детей-сирот. Наиболее актуальные вопросы в этой сфере – активизация национального усыновления  и поднятие престижа приемной семьи.

В этом плане чрезвычайно важна работа по формированию общественного мнения. С этой целью на белорусском телевидении был организован цикл передач «Наши дети», посвященный вопросам сиротства и проблемам семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. В помощь специалистам органов охраны детства и тем, кто желает принять в свою семью сироту, издана книга «Если вы решили усыновить ребенка».

Особое внимание в стране уделяется усыновлению белорусских детей иностранными гражданами. С целью исключить возможное ущемление прав детей-сирот Глава государства потребовал принять меры для обеспечения полной прозрачности процедуры международного усыновления.

В настоящее время разрабатывается проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2005 г. №5 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке усыновления (удочерения) детей и установления опеки, попечительства над ними иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранных государств». В Беларуси создан Совет по международному усыновлению.

Новая процедура международного усыновления позволит отслеживать судьбу каждого ребенка не только в процессе оформления документов, но и на протяжении времени его проживания за рубежом до достижения совершеннолетия.

Охрана материнства и детства

Сохранение здоровья женщин и детей осуществляется в соответствии с Законами Республики Беларусь «О правах ребенка», «О здравоохранении», Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Национальным планом действий по обеспечению гендерного равенства на 2001-2005 гг., Президентской программой «Дети Беларуси» и др.

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, «стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание условий для его удовлетворения. Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы».

Медицинскую помощь детскому и женскому населению республики оказывают 424 детские поликлиники (кабинета, отделения), 23 детские больницы, 14 детских стоматологических поликлиник, 19 родильных домов, 314 женских консультаций и акушерско-гинекологических отделений (кабинетов), 11 домов ребенка, из них 8 – специализированных. Всем детям предоставляется бесплатная медицинская помощь, включающая профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию.

Согласно статье 43 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», при амбулаторном лечении дети в возрасте до 3 лет и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются лекарственными средствами бесплатно. При стационарном лечении детей в возрасте до трех лет одному из родителей предоставляется возможность находиться с ним на стационарном попечении. В случае необходимости данное право распространяется на детей в возрасте до 14 лет, а ребенка-инвалида – до 18 лет. При лечении детей на дому одному из родителей оформляется лист временной нетрудоспособности по уходу.

С учетом того, что здоровье ребенка в значительной степени определяется состоянием здоровья его родителей, и в первую очередь матери, в Беларуси с 1991 года законодательно введено поощрительное пособие для женщин, которые обратились в женскую консультацию до 12-ти недель беременности и выполняли все рекомендации специалистов.

Утверждены региональные программы по укреплению здоровья женщин детородного возраста. Родильные дома перешли на систему совместного пребывания матери и ребенка, открываются семейные родильные залы. Во всех женских консультациях открыты кабинеты психопрофилактической подготовки будущих мам к родам, работают отделения восстановительного лечения. Созданы школы здоровья для молодых матерей. Только в г. Минске работает 90 таких школ.

С целью улучшения репродуктивного здоровья женщин в областных центрах и г. Минске открыты семь крупных эндоскопических гинекологических центров. В ноябре 2004 г. начал свою работу Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». В Центре планируется освоить новейшие медицинские технологии, проводить научные исследования в области охраны материнства и детства и, что очень важно, обеспечить их внедрение в практическое здравоохранение.

Министерством здравоохранения совместно с фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) реализуется комплексная программа по проекту «Расширение доступа молодежи к услугам информации в области репродуктивного здоровья», в рамках которой для подростковых врачей, акушеров-гинекологов и педиатров проведены обучающие семинары «Консультирование подростков по вопросам репродуктивного здоровья». В г. Минске при участии детского фонда ООН ЮНИСЕФ на базе детских поликлиник открыты три центра по молодежным медицинским проблемам – «Успех», «Доверие» и «Юникс», в которых осуществляется психологическая и медицинская консультативная помощь по вопросам репродуктивного здоровья.

Впервые в республике разработан «паспорт здоровья» учащихся, который будет внедрен уже в нынешнем году. Это позволит проводить мониторинг не только здоровья, но и физического состояния школьников.

В республике решена задача по обеспечению детского населения кардиохирургической, офтальмологической, нефрологической, урологической, гинекологической и другими видами специализированной медицинской помощи.

Одной из важнейших проблем является оказание кардиохирургической помощи детям с врожденными пороками сердечно-сосудистой системы, которые составляют около 35% от всех врожденных пороков развития. Ежегодно в срочном кардиохирургическом вмешательстве нуждаются около тысячи юных граждан Беларуси.

По поручению Президента Республики Беларусь в декабре 2004 г. было завершено строительство Республиканского детского кардиохирургического центра. При этом Глава государства отметил высокий уровень его оснащенности лучшим медицинским оборудованием, аналогов которому нет на территории СНГ. Немаловажный факт – медицинская помощь в центре для белорусов будет бесплатной.

Начиная с 1996 года в стране ежегодно проводятся благотворительные акции «Детское сердце», «Прикоснись к сердцу ребенка» с участием ведущих специалистов из России, США, Европы.

С 1997 года действует Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии. Здесь разработаны современные протоколы диагностики и лечения онкогематологических заболеваний. По показателю выживаемости детей с данным заболеванием Беларусь занимает второе место в Европе.

В Декларации тысячелетия ООН одной из поставленных целей в области развития провозглашено сокращение на две трети за период с 1990 по 2015 год смертности среди детей в возрасте до 5 лет и уменьшение коэффициента материнской смертности на две четверти.

В Республике Беларусь показатель смертности детей в возрасте до 5 лет, выступающий индикатором благосостояния общества и показателем здоровья детей, начиная с 1990 года уменьшился в полтора раза. Материнская смертность за последние четырнадцать лет сократилась более чем на 20%.

Политика государства по дальнейшему сокращению материнской и младенческой смертности будет направлена на улучшение социально-экономической и экологической ситуации в стране; создание и внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения беременных женщин и детей, улучшения доступа населения к службам репродуктивного здоровья, дородовой и перинатальной помощи; внедрение в практику амбулаторно-поликлини-ческих учреждений программ раннего вмешательства, направленных на профилактику детской инвалидности; обеспечение детского населения республики экологически чистыми продуктами питания; активизацию мер по профилактике детской инвалидности.

Основное направление в социально-демографическом оздоровлении государства – это забота о повышении в обществе ценности семьи и материнства. Другими, не менее важными задачами в этой сфере являются забота о здоровье и продолжительности жизни населения, укрепление нравственных основ семьи, контролируемость миграционных процессов.

Беларусь оказалась первой среди стран СНГ, которая в 2002 году приняла Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». Это практический шаг, который сделало государство в направлении обеспечения безопасности и будущего нашей страны. На законодательном уровне предусматривается «увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации резервов преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте».

В соответствии с Законом «О демографической безопасности Республики Беларусь» разрабатывается проект Национальной программы демографической безопасности на 2006 – 2010 годы, направленной на снижение демографических угроз и создание предпосылок для улучшения демографических показателей Беларуси.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы в целях обеспечения благоприятных условий для развития семьи и стабилизации рождаемости намечено осуществление ряда конкретных мер:

· дальнейшее совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей; развитие социального обслуживания семьи;

· содействие всем формам предпринимательской деятельности семей;

· дальнейшее совершенствование налоговой политики в отношении семьи;

· осуществление ежегодного мониторинга социально-экономического потенциала семьи;

· создание территориальных центров социального обслуживания семей, детей и женщин.

Благодаря предпринятым со стороны государства мерам по поддержке семей с детьми впервые за период с 2003 года в стране сделаны «первые шаги» по приостановлению снижения рождаемости и роста смертности населения. За последние 10 лет показатель младенческой смертности снизился почти в 2 раза и составил 7,0 на 1 тыс. родившихся. Это лучший показатель среди стран СНГ.

Вместе с тем следует учесть, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, и приостановить их в короткие сроки не представляется возможным. Поэтому, учитывая сложность данной проблемы, осуществляется координация деятельности всех органов государственного управления по снижению развития негативных демографических явлений.

Гендерная политика:

поощрение равенства полов,

расширение прав и возможностей женщин

В условиях последовательной демократизации общества особую актуальность приобретают вопросы, связанные с особенностями социального поведения и статуса мужчин и женщин в современном мире. Рассмотрение этих вопросов предполагает шаги по достижению равенства полов в решении как семейных, так и общегосударственных проблем. В связи с этим проводится политика по улучшению положения женщин и расширению их участия во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, культурной, политической. С другой стороны, всемерно поощряется участие мужчин в семейно-бытовой сфере, воспитании детей. Такая политика носит название гендерной.

Беларусь, как и весь цивилизованный мир, проводит гендерную политику, направленную на реализацию конституционного принципа равенства прав, свобод и возможностей женщин и мужчин, предотвращение дискриминации по признаку пола во всех сферах общественной жизни. В республике реализуется Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2001 – 2005 годы, разработана концепция Закона Республики Беларусь «О гендерном равенстве».

Свидетельством существования гендерных проблем в Беларуси может служить тот факт, что, имея значительно более высокий уровень образования, чем мужчины (среди женщин дипломированных специалистов – почти 49%, среди мужчин – около 33%), женщины реализуют его в наименее оплачиваемых профессиях и отраслях производства, где их доля постоянно увеличивается. Зачастую возможности для самореализации сужаются для женщин по причине материнства, заботы о семье и детях.

Гендерное равенство выступает в качестве одной из целей развития, провозглашенной в рамках Декларации тысячелетия ООН. В соответствии с этой целью Беларусь заявляет о готовности ликвидировать дискриминационную практику в сфере занятости на рынке труда, содействовать расширению экономических возможностей женщин, обеспечить расширение участия женщин в сфере государственного управления.

Присутствие женщин в парламенте чрезвычайно важно, поскольку это привносит в политику государства и усиливает такие приоритеты, как семейное благополучие, охрана материнства и детства, социальная защита, здоровый образ жизни, воспитание детей и молодежи на традициях своего народа, что способствует сохранению стабильности в обществе.

Вместе с тем вызывает озабоченность медленное снижение уровня безработицы среди женщин, несовершенство законодательной базы по предотвращению домашнего насилия, проституции и сексуальных домогательств. Однако важно, что об этих проблемах сегодня открыто говорится, ведутся поиски путей их преодоления.

Определение приоритетов гендерной политики не решит сразу всех проблем, но постепенно будет способствовать трансформации сложившихся в обществе представлений о способностях и социальной роли женщин в обществе, их самореализации в различных сферах жизнедеятельности.

Роль семьи в формировании нравственного здоровья нации

Общеизвестно, что основой становления личности является семейное воспитание.

Во-первых, оно эмоционально насыщенное, поскольку связано с любовью отца и матери к ребенку, взаимоподдержкой всех взрослых членов семьи. Во-вторых, только в семье можно в полной мере учесть индивидуальные качества и свойства растущей личности. В-третьих, семейный микроклимат весьма благоприятно сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье ребенка. В-четвертых, в Беларуси общеобразовательный и культурный уровни родителей достаточно высоки, что дает им возможность овладеть тонкостями семейной педагогики.

Взрастить человека-гражданина, накормить, обуть, одеть ребенка и подростка можно и вне семьи, а вот осчастливить его нельзя. Отсутствие родительского тепла в детские годы сказывается на характере и поведении в будущем. Вот почему необходимо готовить юношей и девушек к будущей жизни, к воспитательной деятельности. Важнейшей обязанностью молодой семьи должна стать потребность в осознанном родительстве, «чадолюбии», заботе о физическом и нравственном здоровье, материальном обеспечении детей.

Роль семьи в духовно-нравственном формировании личности весьма велика и высока. Как бы государство ни влияло экономически, политически и морально на семью, в какой бы мере общественные институты, включая церковные, ни подключались к процессу организации быта и нравов людей, какие бы мировоззренческие ориентиры и установки ни давали учебные заведения, какой бы ни была внешняя социокультурная среда в целом, – никто и никогда не заменит семью в деле воспитания детей, не снимет ответственности с родителей за духовный мир и судьбу ребенка. Воспитание, то есть процесс постоянного и систематического влияния на детей с целью формирования нравственных, волевых и психо-физических качеств, начинается с младенческих лет и должно продолжаться непрерывно.

Существует множество моральных качеств личности. Среди них предпочтение отдается физическому и нравственному здоровью, выносливости, ловкости, гибкости ума, интеллекта, щедрости, душевности, чуткости, отзывчивости, верности слову и долгу, честности, развитому чувству совести, справедливости, чести. В семье всячески поддерживаются взаимопомощь, взаимопонимание, сочувствие, сострадание, трудолюбие, терпимое отношение к убеждениям, взглядам и чувствам всех родных и близких. Общество и государство хотели бы видеть своих соотечественников патриотами, тружениками-созидателями, законопослушными, гордыми и свободолюбивыми гражданами, умеющими постоять за честь своей Отчизны. Естественно, что в решении этой задачи принимают участие как семья, так и государство.

Жизнь постоянно наполняет перечисленные выше и иные качества индивида новыми элементами. Так, если в советское время ценились инициатива и предприимчивость в рамках коллективного сотрудничества, а жить роскошно и намного богаче среднеобеспеченного труженика считалось неприличным, то сегодня высоко ценится индивидуальное творчество, частное предпринимательство, а «жить красиво и богато становится престижным».

Главное, чтобы большие блага достигались честно, а не противоправно, типа «прихватизации». Ценятся меценатство, благотворительность, ранее нарекаемые признаками «буржуазности»; одобряется свободный выезд в зарубежье на заработки или с культурно-познавательной целью; подражание западной моде не квалифицируется как факт «разложения личности». Конституцией гарантируются инакомыслие, свобода вероисповедания и слова. Такие явления положительно сказываются на семейном микроклимате. В то же время не случайно предметом дискуссий различных поколений в семьях являются навязываемые штампы зарубежного стиля жизни, культуры, демократии, сексуальной свободы. И надо признать, что далеко не всем взрослым удается выиграть спор с подростками.

Воспитание словом не всегда эффективно. Гораздо лучше влиять на ребенка всем образом жизни семьи. Если семья трудолюбивая, оптимистично настроенная, если родители не ищут легких и сомнительных путей обогащения, если они не злоупотребляют спиртным и не ведут развратного образа жизни, то такая семья, вероятнее всего, вырастит добропорядочных детей. Во всяком случае, последним есть с кого брать пример. Социологами установлено, что успех брака детей, выросших в благополучных семьях, возрастает на 30-40 процентов.

Семья и школа

в формировании духовно-нравственного

и патриотического воспитания

Изучение духовных основ белорусской ментальности должно вестись в общеобразовательной и высшей школе. Тон задавать призваны преподаватели мировоззренческих и гуманитарных дисциплин, а родители должны действовать по принципу «не навреди», то есть не искажать тех идей, которые усваиваются детьми в процессе обучения, где посредством менталитета белорусского народа, отраженного в его историческом пути, обычаях, традициях, искусстве, языковой культуре, фольклоре, показывается самобытный путь страны, именуемой сегодня суверенной Республикой Беларусь.

Сформировать человека высокой профессиональной и нравственной культуры, семьянина и патриота – основная цель образовательной сферы школы и семьи.

Особая роль в воспитательном процессе отводится социальным педагогам, психологам.

Ведется большая патриотическая работа в связи с 60-летием Победы над гитлеровской Германией. Во многих семьях еще живы ветераны Великой Отечественной войны. Им должны сказать свое благодарственное слово, к ним обязаны прийти все, кому положено по должности и по совести: организаторы воспитательной работы в школе, социальные педагоги, работники жилищно-коммунальных служб, медики, представители администрации, БРСМ и другие. Пусть дети и внуки ветеранов еще раз убедятся в том, что Защитник Отечества – самая почетная миссия человека на Земле, проявление его духовности. Это должна четко понимать педагогическая общественность, которая обязана прямо или косвенно влиять на семью, призывая ее жить по законам гуманности и справедливости, вовлекая тем самым ее в учебно-воспитательный процесс.

Важное направление деятельности государства по оздоровлению общества – защита прав и законных интересов детей и молодежи, предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вступление подростка на преступный путь обусловлено недостаточным воспитанием, проблемами взаимоотношений в семье и школе, доступностью алкоголя и наркотиков, потерей положительной мотивации в жизни.

Самым значимым из этих факторов является семейная обстановка. Асоциальное поведение родителей формирует у ребенка отрицательное отношение к людям и общественным институтам, лишает необходимой в подростковом возрасте поддержки близких. 

 Рост числа разводов усугубляет кризис семейных отношений и ценностей, поскольку именно развод родителей часто лежит в основе обострившегося в последние годы явления – «скрытого» социального сиротства. В этом случае ребенок юридически находится в семье, а практически растет, не получая должного семейного воспитания и родительской заботы.

Зачастую основной причиной недостаточного, а порой и неблагополучного семейного воспитания становится алкоголизм родителей. Особое беспокойство вызывает алкоголизация женской части населения. За последние 20 лет число женщин, больных хроническим алкоголизмом, выросло с 4 до 26 тысяч. Большинство из них – матери. Как правило, именно пьянство порождает равнодушие к собственным детям, разрушает семейные узы и нивелирует родительский долг.

Правоохранительными органами совместно с социальными службами ведется постоянная работа по выявлению родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию своих детей. Только в прошлом году более 6,1 тыс. родителей были лишены родительских прав, а в отношении свыше 7,7 тыс. родителей собраны материалы для решения вопроса о лишении родительских прав.

Алкоголизм медленно, но верно ухудшает генетический фонд, влияет на здоровье еще не родившихся поколений. Статистика свидетельствует: более 30% детей с нарушениями умственного развития родилось у матерей, употреблявших алкоголь во время беременности. Исследования доказали, что мальчики подвержены в будущем алкоголизму более чем в два раза чаще, если в семье этим заболеванием страдал отец, и в полтора раза чаще – если мать.

Главой государства было озвучено требование усилить меры ответственности нерадивых родителей. В связи с этим подготовлен проект Декрета о возмещении ими средств на содержание собственных детей, которых государство как социальных сирот вынуждено было взять на свое обеспечение.

К сожалению, алкоголизм родителей не только оставляет детей без попечения, но и становится для них образцом для подражания. В 2004 году было выявлено около 12 тысяч школьников, нарушивших антиалкогольное законодательство.

С целью противостоять этому явлению МВД инициировало перед Советом Министров Республики Беларусь рассмотрение вопроса о разработке совместно с Министерством образования системы контроля за посещаемостью занятий учащимися.

Другое важное направление профилактики асоциального поведения среди подростков – трудоустройство выпускников средних и базовых школ республики. С этой целью планируется организовать сотрудничество комиссий по делам несовершеннолетних, управлений образования и служб занятости по содействию молодежи в выборе и получении профессии и обеспечению рабочими местами. В летний период проблемы занятости подростков решаются в рамках специальной межведомственной программы «Забота».

Для «трудных» подростков летом в профилактически-воспитательных целях организуются волонтерские, военно-спортивные и спортивно-оздоровительные лагеря, туристические походы и слеты. В эту работу включается и церковь. Витебское епархиальное управление второй год подряд организовывает в летний период лагерь для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию. Священнослужители активно работают и с осужденными подростками в воспитательных колониях Витебска и Бобруйска.

Таким образом, государственная семейная политика направлена на консолидацию усилий всех ветвей власти, социальных институтов и широких слоев общественности в целях искоренения негативных явлений в семейной среде, формирования здорового образа жизни, укрепления положительных семейных традиций и ценностей.

Повышение роли семьи в сохранении здоровья – одна из приоритетных задач в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Данный вопрос решается в рамках реализации профилактических программ – Государственной программы по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002–2006 годы, «Здоровье народа» на 1999–2005 годы, «Дети Беларуси», «Государственной программы национальных действий по предупреждению пьянства и алкоголизма», «Поддержка грудного вскармливания детей Беларуси на 2001–2005 гг.» и других.

В последние годы проводится комплекс информационно-образовательных и пропагандистских мероприятий по проблемам здорового образа жизни среди детей и молодежи. Эта работа носит комплексный характер и строится по возрастному принципу. Так, в учебных заведениях традиционными стали дни, недели, акции «За здоровый образ жизни», «Молодежь против СПИДа», «Мы – против наркотиков», дискуссионные трибуны, устные журналы, лектории и кинолектории, университеты «Здоровье».

Проводятся районные, городские смотры-конкурсы среди учреждений образования на лучшую организацию работы по охране здоровья учащихся, формированию здорового образа жизни среди детей и подростков. Широкое распространение получили лекции, беседы, семинары, конференции, выступления, викторины, выставки литературы по тематике здорового образа жизни.

В регионах осуществляется информационно-образовательная деятельность по репродуктивному здоровью, подготовке молодежи к семейной жизни, по формированию культа семьи в обществе. По всей республике организовываются тематические выставки, конкурсы, праздники здоровья, спортивно-массовые мероприятия, тематические дискотеки для молодежи в рамках Единых дней здоровья – «Всемирный день семьи», «Всемирный день здоровья», «Алкоголизм и здоровье женщины», «Республиканский день матери», «Всемирный день профилактики СПИД», «Семья и здоровье».

С целью привлечения внимания родителей, детей и подростков к проблемам сохранения и укрепления собственного здоровья проводятся массовые профилактические акции на темы «Неделя моды на здоровье», «Быть здоровым – это модно».

Кроме этого, работа осуществляется по следующим направлениям:

· созданы постоянные рубрики в средствах массовой информации для молодежи, освещающие проблемы сохранения здоровья;

· издаются серии научно-популярных брошюр, методическая литература; освоен выпуск листовок-объявлений для метрополитена, наземного транспорта, уголков здоровья с использованием компьютерной техники;

· разработан ряд образовательных программ для молодежи по физической культуре, формированию здорового образа жизни;

· проводится большое количество различных акций с привлечением деятелей политики, спорта, искусства, работников здравоохранения, в рамках которых проводятся уроки здоровья, дни открытой информации, конкурсы рисунков и плакатов, спортивные мероприятия, встречи медицинских работников с учащимися и родителями;

· работают телефоны психологической помощи и доверия, по которым можно получить информацию, касающуюся разрешения психологических проблем и здорового образа жизни.

Во многих учебных корпусах и общежитиях учебных заведений оформлены информационно-профилактические стенды «Не садись на иглу», «Предупреждение подростковой наркомании», «Не погибни от невежества», «Юность без вредных привычек», «Сделай выбор». В библиотеках учебных заведений организуются выставки научно-популярной и художественной литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.

Деятельность общественных организаций по вопросам помощи семьям, физического и нравственного воспитания подрастающего поколения

Важная роль в деятельности по охране прав детей, поддержке семьи принадлежит общественным организациям. Сюда входит развитие социальных услуг (в области планирования семьи, организации летнего отдыха и оздоровления детей, подросткового досуга, социальной реабилитации детей, оказавшихся в кризисной ситуации), участие в реализации республиканских и региональных программ в интересах детей, в разработке проектов законодательных актов.

В Республике Беларусь действует более двух тысяч общественных организаций, которые представляют собой объединения по интересам, либо объединения определенных социальных групп. Около 150 из них предлагают обществу свою помощь в решении проблем защиты семьи и детства.

Ряд организаций в своей деятельности уделяют особое внимание вопросам помощи семьям, физического и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Ведущая роль здесь принадлежит наиболее массовым общественным организациям Беларуси – Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), Белорусскому республиканскому союзу молодежи (БРСМ) и Белорусскому союзу женщин (БСЖ).