Наши проекты

 

На главную

Наша гимназия

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога и индивидуализации образования учащихся гимназии»

 Срок реализации: 2013 – 2016 годы

 Проект разработан заместителем директора по учебной работе Ходасевич Валентиной Александровной, контактные данные для оперативной связи:

8 (01775) 2 36 02        8 (029) 690 65 92           e-mail: antian@tut.by

Методист-координатор: Кульчицкая Нинель Юрьевна, начальник учебно-методического отдела информатики Государственного учреждения образования«Минский областной институт развития образования»

 База педагогического проекта: ГУО «Жодинская женская гимназия»

Участники педагогического проекта: администрация, педагоги и обучающиеся гимназии,

В нашем отношении к новым технологиям есть одна закономерность –

мы одновременно переоцениваем их влияние в настоящий момент и

недооцениваем влияние в будущем.

Рой Амара, Institute for the Future

 Введение

Кадровое обеспечение образовательного процесса - важное звено системы управления Гимназии. Современное образовательное учреждение нуждается в педагоге, сознательно стремящемся к повышению своей профессиональной компетенции, желающем быть готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях. Концепция непрерывного образования определяет учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни в любом возрасте, основной задачей процесса образования. Особенностью труда педагога является необходимость постоянного самообразования. Этот процесс протекает в разных формах: курсовая подготовка в очной форме, семинары, изучение опыта коллег, мастер-классы, изучение методической литературы и т.п.

Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объёме и темпе, который необходим каждой личности. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов.

Современный компетентностный подход, как и традиционно признаваемое педагогами положение о том, что «научить нельзя, можно только научиться самому», ставят акценты на развитие инициативы обучаемых и на объективно возрастающий объем самостоятельной работы педагогов. Это положение является основополагающим как для контактного, так и для дистанционного образовательного процесса - альтернативы традиционной форме повышения квалификации.

Дистанционное обучение (ДО) — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и обучающихся, реализующейся с помощью информационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Дистанционные формы обучения имеют перед очными формами следующие преимущества:

- экономические  - общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40 %

- коммерческие - дистанционные курсы, технологии и их реализация являются «товаром», потребность в котором возрастает;

- педагогические - обучение становится более мотивированным и интерактивным, технологичным и индивидуализированным;

- эргономические - дистанционные «обучающиеся» и педагоги-тьюторы имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу;

- информационные - возрастает доступность образовательных и педагогических массивов в телеконференциях, списках рассылки, на Web- и FTR- серверах, интерактивных Web-каналах и других средствах сети Internet;

- коммуникационные - возрастает число потенциальных слушателей, педагогов и специалистов, с которыми возможно взаимодействие по электронным сетям.

Включение в процесс непрерывного образования педагогов дистанционных курсов не является панацеей от всех проблем, но имеет в сравнении с традиционным существенные преимущества. Содержание, «упакованное» в эту форму, может быть практически любым, ориентированным на насущные потребности педагогической практики, уровень ее развития, стратегию преобразования, возможности и интересы педагогов и пр.

Выявленное противоречие между необходимостью учета индивидуальных возможностей и потребностей педагогов, появлением новых профессиональных задач, стоящих перед ними, и отсутствием отлаженной системы дистанционного повышения квалификации, обеспечивающей непрерывное образование и учитывающей нарастающую информатизацию социальной и образовательной жизни общества, актуализируют данный педагогический проект.

Основными принципами проекта являются:

·          личностно-ориентированный подход к педагогу;

·          мотивация педагогических работников;

·          гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагогов;

·          перманентное отслеживание результатов труда учителя, их оценка и последующее повышение квалификации, что делает процесс практически непрерывным;

·          продуктивность, т.к. конечным результатом проекта станут учебные дистанционные курсы для обучающихся.

 Инструмент информационно-образовательной среды для дистанционного обучения(СДО)в рамках проекта: техническая среда обмена информацией Moodle(ModularObject-OrientedDynamicLearningEnvironment- модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Moodle — свободная система управления обучением(LMS). Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между учителем-тьютором и обучающимися.

 

Для создания действующей учебной среды необходимо взаимодействие её компонентов на трёх уровнях:

- уровень элементов управления, на котором происходит взаимодействие участников проекта, отвечающих за организацию и планирование учебных курсов, разработку учебных материалов и обеспечение ими курсантов;

- уровень, на котором происходит взаимодействие участников образовательного процесса;

- уровень элементов доставки, включающих различные IT-средства передачи учебной информации и средств обучения.

ЦЕЛЬ педагогического проекта: внедрение системы управления образованием Moodle как ресурса расширения образовательного пространства Гимназии.

 Задачи проекта:

·         создать систему профессионально-личностного развития педагогов через овладение  ими продуктивных образовательных и информационных технологий;

·         обучить педагогов технологии создания дистанционных курсов в системе управления образованием Moodle;

·          использовать информационно-образовательную среду для сетевого профессионального взаимодействия;

·          обеспечить структурированный обмен учебной, методической и административной информацией;

·           разработать и провести курсы дистанционного обучения обучающихся по отдельным учебным предметам;

·           разнообразить виды и формы организации учебной деятельности обучающихся;

·            обеспечить получение услуги аутсорсинга.

Основные методы реализации проекта:

·         Анализ литературы и существующих практик;

·         Экспертная оценка существующей реальности;

·         Моделирование и конструирование блоков курсов;

·         Консультации с сотрудниками партнёрских организаций в рамках данного проекта;

·         Метод практического применения знаний, умений и навыков;

·         Разработка курсов дистанционного обучения;

·         Проведение аутсорсинга.

Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, обобщение, абстрагирование, сравнение, выявление существенного, доказательство.

 Формы работы:

индивидуальная и групповая консультация, воркшоп, курс дистанционного обучения, вебинар, форум, чат.

 Сроки реализации

1 этап - подготовительный – август 2013г. - февраль 2014г.

2 этап - основной - март 2014г.–май2015г.

3 этап - заключительный –сентябрь2015г. - май 2016г. 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

·                    расширение образовательного пространства Гимназии;

·                    расширение круга педагогов обучающихся без отрыва от основной работы (дистанционная форма обучения) до 30%;

·                    общий доступ к образовательным КДО с наглядно структурированным представлением информации;

·                    поддержка традиционных методов курсовой подготовки дистанционными технологиями обучения;

·                    повышение профессиональной компетентности педагогов;

·                    взаимодействие с центрами дистанционного обучения, университетскими центрами Интернет, региональными центрами Интернет-образования и т.д.