РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

1. Никогда не занимайтесь воспитанием ребенка в плохом настроении.

          Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.

2. Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

         Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети – тоже. Но дети – люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной.

3. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

        Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы.

4.  Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

        Никогда не ждите особого случая – хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными. Причем хвалите не вообще – а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что…»

5. Главное – оценить поступок, а не личность.

          К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка).

6. Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

          Не надо мучиться ложным выбором, какой метод воспитания лучше: «авторитарный» или «либеральный». Ни беспредметная жестокость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

5.  Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте

6.  с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

  

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

 

1.   Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок всегда и вообще хорош, он лишь сегодня что – то сделал не так, об этом скажите ему.

2.   Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

3.   Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все – таки, как хорошо у нас дома».

4.   Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

5.   В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения. 

6.   Всегда подбадривайте подростка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: "Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!». Но это не означает, что не следует критиковать. Критику нужно сочетать с похвалой.

7.   Родители должны привить ребенку три главных качества: уважение, находчивость, ответственность.

 

Негативные родительские реакции

Каталог негативных эффектов типичных родительских реакций по Т.Гордону 

1.         Приказ, директива, команда.

Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства или нужды не важны; он должен действовать в соответствии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать ("Мне не важно, что ты собираешься делать: немедленно иди домой"). Они сообщают о не­приятии ребенка таким, какой он есть в этот момент ("Перестань крутиться вокруг ме­ня") и вызывают страх перед родительской властью. Они могут создавать чувство оби­ды, злости, сопротивления и сообщать ребенку, что родитель не доверяет суждениям или способностям ребенка ("Не трогай это блюдо, отойди от малыша").

2.         Предостережение, предупреждение, угроза.

Эти реакции родителей создают у детей чувство боязни и покорности ("Если ты это не сделаешь, то пожалеешь"). Они также могут вызвать сопротивление и враждебность.Эти сообщения говорят о том, что родитель не уважает желания и чувства ребенка ("Если ты не прекратишь игру, я все это выброшу"). Эти сообщения также вызывают у ребенка желание "испытать" родительскую угрозу, для того, чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия.

3.         Увещевания, пристыживания, морализаторство.

Эти сообщения возлагают на ребенка груз внешнего авторитета, долга, обязанности. Дети могут отвечать на все эти "должен", "нужно", "следует" сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции ("Ты должен всегда уважать своих учите­лей"). Они могут заставить ребенка чувствовать недоверие со стороны родителей, или вызвать у ребенка чувство вины - "Я - плохой" ("Тебе не следует думать так").

4.         Советы, готовые решения.

Такие сообщения часто детьми как свидетельство того, что родители не доверяют способности ребенка самому принять решение. Они могут повлиять на формирование у ребенка чувства зависимости и прекращение развития самостоятельности ("Что мне нужно сделать, папа?"). Советы часто передают чувство превосходства родителей над ребенком ("Мы с мамой лучше знаем, как надо"). У ребенка также может выработаться чувство, что родители его совершенно не понимают. Советы могут привести к тому, что ребенок перестанет развивать свои собственные идеи.

5.         Нотации, поучения.

Дети обычно ненавидят нотации ("Разошелся, а я сиди и слушай"). Поучения делают из ребенка ученика, создают чувство подчиненности, неполноценности. Дети часто от­метают родительские аргументы ("Твои идеи устарели") и, как и взрослые, не любят, когда им доказывают, что они неправы. Иногда дети предпочитают игнорировать фак­ты ("Ну и что". "Наплевать". "Со мной этого не случится").

6.         Критика, несогласие.

Эти сообщения, пожалуй, более других вызывают у детей чувство неадекватности, тупости, никчемности, "я плох". Оценки и суждения родителей очень влияют на "образ Я" у ребенка. Как родитель судят о ребенке, так и ребенок будет судить о самом себе. Критика также часто вызывает контркритику ("На себя бы посмотрел", "Сами так де­лаете"). Оценивание заставляет детей скрывать свои чувства от родителей ("Если я им скажу, меня будут ругать"). Частная оценка и критицизм приводят к тому, что многие дети чувствуют, что они плохи, и что родители не любят их. Часто они сердятся на все это, и может возникнуть ненависть к родителям.

7.         Похвала, согласие.

 

Вопреки распространенному мнению, что похвала всегда хорошо влияет на ребенка, они часто дает негативные эффекты. Позитивная оценка, которая не соответствует об­разу "Я" ребенка, может вызвать враждебность ("Я ненавижу свои волосы", "Я плохо играл, неуклюже"). Отсутствие похвалы в семье, где обычно часто хвалят, может быть понято ребенком как критика ("Ты ничего не сказал о моей прическе, значит она тебе не нравится").

Похвала часто воспринимается ребенком как манипуляция - как способ мягко заста­вить ребенка делать то, что хочется родителям ("Ты говоришь это только для того, что­бы я хорошо учился"). Дети часто чувствуют неудобство, смущаются, когда их хвалят публично, перед друзьями. Иногда дети обнаруживают, что родители их не понимают, когда хвалят ("Ты бы не сказала этого, если бы знала, как я действительно себя чувст­вовал"). Дети, которых часто хвалят, могут привыкнуть к похвале, стать независимыми от нее и даже требовать ее ("Правда, я хорошо это сделал?", "Как я выгляжу?").

8.         Обзывание, насмешка.

Могут иметь разрушающее влияние на образ "Я". Наиболее частый ответ на эти со­общения - послать их обратно ("Ты сам лентяй"). Если такое сообщение исходит от ро­дителя с целью повлиять на ребенка, то это уменьшает вероятность того, что ребенок изменится с помощью реалистического взгляда на себя. Вместо этого он обесценит ро­дительское сообщение ("Мне не идет моя косметика. Это же смешно и неправда").

9.         Интерпретация, анализ, диагноз.

Эти сообщения создают у ребенка ощущение, что его "вычислили", что родители знают мотивы его поведения. Этот родительский психоанализ может фрустрировать ребенка, действовать на него угрожающе. Если этот анализ или интерпретации верны, то ребенок очень смущается, т.к. он - "на виду", если неверны - раздражение за то, что его обвинили несправедливо. Слишком частый анализ сообщает ребенку, что родители ум­нее, мудрее, ребенок чувствует отношение превосходства со стороны родителей. Сооб­щения типа "Я знаю почему" и "Я тебя вижу насквозь" часто прерывают общение и учат ребенка не обращаться к родителям со своими проблемами.

10.      Утешение, поддержка.

Эти сообщения не так помогают как кажется. Утешение может дать ребенку почув­ствовать, что его не понимают ("Ты бы не говорила, если бы знала, как я напуган"). Ро­дители утешают, т.к. они расстроены оттого, что ребенку плохо. Такие сообщения го­ворят ребенка, что вы хотите, чтобы он перестал чувствовать, то, что он чувствует (огорчение, обиду и т.д.). Дети могут рассматривать попытки утешения как попытки

 

изменить их и часто  перестают  доверять  родителям ( ты говоришь это просто потому, что хочешь ободрить меня"). Эти реакции часто могут остановить дальнейшую комму­никацию, т.к. ребенок чувствует, что родитель не принимает его переживаний, такими какие они есть и хочет, чтобы они поскорее прекратились.

11.       Вопросы, допытывание.

Вопросы могут означать для ребенка, что вы ему не доверяете, подозреваете в чем-то, сомневаетесь ("Ты вымыл руки, как я сказала?"). Дети чувствуют за вопросами уг­розу, особенно, если не понимают, зачем их спрашивают ("К чему ты клонишь?"). Если вы задаете вопросы ребенку, который хочет разделить с вами свою проблему, он может заподозрить, что вы хотите собрать информацию, чтобы решить за него эту проблему, а не предоставить ему возможность самому найти нужное решение. В этой ситуации во­просы ограничивают свободу человека говорить о том, о чем он хочет - в том смысле, что вопрос диктует последующее сообщение. Ограничение свободы высказывания за­трудняет коммуникацию.

 

12.       Отвлечение, обращение в шутку.

Ребенок считает, что он не интересует родителя, который не уважает его чувства и отвергает его. Дети очень серьезны, когда хотят поговорить о чем-то. Поддразнивание, шутка может заставить их почувствовать себя отверженными, обиженными. Отвлече­ние детей от тяжелых чувств может дать временный эффект, но чувства не проходят. Отложенные проблемы редко оказываются решенными. Дети, как и взрослые, хотят быть выслушанными с уважением.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТРЕВОЖНОСТЬ

     Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.

     Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

Ø Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями  либо школой.

Ø Неадекватными требованиями (чаще завышенными).

Ø Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

 

ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

        Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности.

       У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

       Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, учащенное  сердцебиение.

        Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.

 

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ

Ø Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая

Ø Ему трудно сосредоточиться на чем – либо

Ø Любое задание вызывает излишнее беспокойство

Ø Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

Ø Смущается чаще других

Ø Часто говорит о напряженных ситуациях

Ø Боится сталкиваться с трудностями

Ø Не уверен в себе, в своих силах

Ø Плохо переносит ожидание

Ø Часто не может сдержать слезы

Ø Обычно беспокоен, легко расстраивается

Ø Пуглив, многое вызывает у него страх

Ø Спит беспокойно, засыпает с трудом 

РЕКОМЕНДАЦИИ 

Ø Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей.

Ø Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

Ø Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой – либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

Ø Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Ø Чаще используйте ласковый телесный контакт.

Ø Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Ø Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, но так, чтобы он знал, за что.

Ø Не предъявляйте завышенных требований.

Ø Старайтесь делать как можно меньше замечаний.

Ø Используйте наказание лишь в крайних случаях, ребенка не унижайте, наказывая.