Неконтактный ребенок.
Ранний детский аутизм.

Ранний детский аутизм (РДА) — особая аномалия психического развития, при которой прежде всего нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является неконтактность ребенка, которая проявляется уже на первом году жизни: нарушены все формы довербального общения, не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы взяли на руки, как это делает здоровый малыш.

На всех этапах развития дети с аутизмом в общении с окружающими не пользуются языком мимики и жестов. Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам. Поведение аутичного ребенка и его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия родителей, близких родственников и чрезмерно болезненно, возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения неодушевленных предметов в его комнате. При аутизме своеобразный характер носит игровая деятельность, ее характерным признаком является использование необычного игрового материала, часто предметов домашнего обихода. Ребенок играет один, однообразно, используя различные предметы (обувь, бумагу, веревку и т.п.).

Для аутичных детей характерны нарушения моторного поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела. Все эти движения усиливаются при возбуждении, утомлении. Особенностью походки детей с аутизмом является ходьба на цыпочках или вприпрыжку. Многие аутичные дети отличаются моторной неловкостью: при беге они не прижимают локти к груди, как здоровые дети, а растопыривают их в стороны, по лестнице часто ходят приставным шагом. Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам. Интеллектуальное развитие этих детей разнообразно, среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием, отмечаются также различные по степени формы умственной отсталости. Наиболее характерным для аутизма считается неравномерное, искаженное психическое развитие.

Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного аутизма, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей (мама, папа).

При раннем аутизме могут быть речевые нарушения: задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия, эхолалия.

Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного. Непонимание, осуждение окружающих значительно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление противостоять всему миру, рвутся дружеские связи, растет страх перед появлением в общественных местах – как следствие формируется вторичная аутизация всей семьи. 
       При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих, большая часть таких детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В результате же своевременно начатой упорной коррекционной работы, медикаментозного лечения, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми. 
       В настоящее время большинство ученых полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Во многих случаях повреждены височные доли, ствол головного мозга и мозжечок. Эта недостаточность может быть вызвана генетической предрасположенностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС. Эти дети подвержены более других вредному влиянию окружающей среды, в результате чего страдают центральная нервная система, пищеварительная система и иммунная система.      

Причины и механизмы возникновения РДА

В разное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА.

Исходя из положения Л. С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В. В. Лебединский и О. Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:

§  в качестве первичных расстройств при РДА рассматриваются повышенная эмоциональная чувствительность и слабость энергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникают вторичные нарушения.

§  ко вторичным относят аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипиисверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы.

Выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

1.   Полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов. Аутизм первой группы максимально глубок. С раннего возраста дети поражают окружающих своим внимательным, «умным» взглядом, осмысленным выражением лица. Они подчиняются всем требованиям, спокойны, не требуют активного контакта, не просятся на руки. Это «лучезарные, сияющие дети». Такого ребенка можно оставить одного в кроватке на большой срок. И при этом их часто пугает гудение кофемолки, электробритвы, шум пылесоса, треск погремушки. Их лепет напоминает щебет птиц, скрип двери. Они не пользуются игрушками, но проявляют особый интерес к книгам, к классической музыке. Дети не говорят, не рассматривают ничего специально. Не ребенок обращает внимание на предмет, а предмет как бы сам обращает на себя его внимание цветом, звуком. Такие дети просто ускользают от любой попытки организовать их поведение. Поэтому они при психологическом обследовании, несмотря на свой умный взгляд, дают наиболее низкие показатели. 
В быту они не создают больших хлопот. Пассивно подчиняясь родителям, позволяют кружить, тормошить себя, но строго дозируют даже эти приятные впечатления. Установление и развитие эмоциональных связей с таким ребенком поможет поднять его активность и позволит выработать устойчивые формы поведения. Надо помнить, что даже столь глубокая самоизоляция может быть преодолена при терпеливой работе. Такой ребенок способен любить, привязываться к близким. Он будет счастлив, когда начнет устанавливать устойчивые связи с миром и с людьми. 

 

2.   Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящмеся к 1-ой группе. Дети второй группы более активны и менее ранимы. Младенец рано начинает выделять маму, ее присутствие необходимо для него как основное условие существования. Мама не может выйти из поля зрения малыша. Ребенок этой группы особенно чуток к соблюдению режима. Изменение время кормления, потеря любимой пустышки превращается в тяжелую трагедию. Эти дети очень избирательны в еде, поэтому возникают большие проблемы с введением прикорма. Уже до года такой ребенок раскладывает по цвету кубики, карандаши, показывает буквы, цифры. Родители замечают стереотипные движения: раскачивания, прыжки, потряхивание ручками перед глазами, застывание в характерной позе вниз головой, скрипение зубами, игра с языком, со слюной, облизывание, обнюхивание предметов. Дети испытывают страх громких звуков, яркого света. Нередко возникают страхи унитаза, мытья головы, стрижки ногтей, волос. Но всего для него страшнее – нарушить стереотип ежедневного поведения. Переезд на дачу, перестановка мебели, госпитализация, помещение в ясли ведет к потере навыков, регрессу речи, появлению самоагрессии (битье себя по голове, стучание головой о стену, кусание рук). Их аутизм – это неприятие большей части мира. Первая жалоба родителей – задержка развития речи, так как прочие трудности уходят на второй план. Они притерпелись к тому, что ребенок приучил их к строгому соблюдению сложившегося жизненного стереотипа, в который включаются обстановка, распорядок дня, избирательность в еде и одежде, фиксированный маршрут прогулок, строгий ритуал в общении с близкими. Наиболее ярко у этой группы детей выражены страхи. Они надолго фиксируют свой испуг на резком звуке, свете. Ребенок боится гудяших электроприборов, смены заставок на телеэкране, опасается птиц, насекомых, домашних животных. Речью ребенок пользуется только для того, чтобы выражать свои нужды. В своих обращениях он просто воспроизводит слова близких, цитаты из книг, мультфильмов. Тем не менее, при постоянной помощи такой ребенок может окончить среднюю школу. Он способен накопить определенный запас формальных знаний по всем предметам, но никогда не сможет ими воспользоваться в жизни. Так складывается очень узкий и жесткий жизненный стереотип, от которого зависит ребенок. И он делает рабами этого стереотипа своих близких. Зависимость от взрослых они чувствуют в наибольшей степени, и воспринимают близкого, как обязательное условие своей жизни, не отпуская его от себя. Именно близкий, работая с учетом сложившегося стереотипа, может помочь ребенку постепенно сгладить диспропорцию развития, установить с ним эмоциональную связь. На этой основе открывается возможность сделать более активными и гибкими отношения с миром. 

Данная группа детей с ранним детским аутизмом является самой распространенной, изученной и дающей  положительную реабилитацию.

 

3.   Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер. Дети третьей группы выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стереотипами. У них часто наблюдается диатез, склонность к аллергическим реакциям. Ребенок беспокоен, напряжен на руках у матери. Такие дети описываются родителями как неласковые, холодные. Ребенок может ударить мать, когда та берет его на руки. Годами ребенок говорит на одну и ту же тему, рисует один и тот же сюжет. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями. Ребенок все время говорит о пожарах, бандитах, помойках, рисует крыс, пиратов, высоковольтные линии. Его интересы первоначально связаны с пережитым испугом. Он говорит быстро, захлебываясь, не заботясь о том, чтобы быть понятым. Для него важнее всего проговорить свой монолог. Дети находят удовольствие в стереотипном воспроизведении отдельных впечатлений, вычерчивании схем, в математических вычислениях, в проигрывании шахматных композиций, в коллекционировании сведений из области астрономии, генеалогии. Но, тем не менее, это тоже очень ранимый ребенок. Он привязан к своим близким, так как они для него гаранты стабильности и защищенности. Ребенок доминирует в отношениях с близкими, жестко их контролирует и диктует свою волю. Вместе с тем, только близкий человек, найдя себе в этом сценарии подходящую роль, становится способным помочь ребенку отработать элементы диалога, содействовать организации произвольных форм поведения. 

 

4.   Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке. Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. Такие дети рано выделяют мать, у них формируется выраженная боязнь чужого человека. Это ласковый, привязчивый, беспокойный, пугливый, тормозимый, брезгливый, консервативный, упрямый ребенок. Центральная проблема: недостаточность возможностей при взаимодействии с другими людьми, трудности эмоционального контакта, задержка психического развития. Это хрупкие, легко утомляющиеся дети. Они выглядят скованными, неловкими, вялыми. Мимика их напоминает смену масок. Речь замедленная, затухающая к концу фразы. Эти дети кажутся более отсталыми. Однако мы должны помнить, что аграмматичность, неловкость, непонятливость они проявляют в попытках вступить в диалог, установить контакт с миром и организовать с ним сложные отношения. Их поведение не гибко, однообразно. Однако стереотипность их поведения более естественна и может рассматриваться как особый педантизм, повышенное пристрастие к порядку. Такие дети экстремально зависят от эмоциональной поддержки. Они могут оцениваться как дети с задержкой психического развития. Однако работа, направленная только на коррекцию их когнитивных функций, не решает их проблем. Развитие произвольного взаимодействия должно сочетаться сработой по освобождению ребенка от сверхзависимости от взрослого. И при правильной ее организации такие дети имеют наилучший прогноз социального развития. 

       При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.
Все дети с диагнозом аутизма нуждаются в обслуживании группы специалистов: психиатра, невропатолога, психолога, педагога. Эти дети более других нуждаются в заботе педиатра, так как они в силу своей физиологической незрелости часто страдают аллергическими заболеваниями, нарушением обмена веществ, пищеварения, более подвержены простудным заболеваниям, сверхизбирательности в еде. У них наблюдается особая реакция на прививки, а именно на ртуть, которая содержится в консерванте вакцин Тимерозале. Вакцинация у аутичного ребенка вызывает регресс личности. Педиатру в данном случае необходимо подумать об отводе прививок. Именно педиатры, зная нормальное психофизическое развитие, могут первыми заподозрить ранний детский аутизм и направить ребенка на консультацию к психиатру, который должен учитывать не только основное расстройство, но и сопутствующие, такие как эпилепсия, нарушение зрения, слуха, церебрастенические состояния, соматические расстройства. Необходимо грамотно комбинировать психотропные, противосудорожные, ноотропные и общеукрепляющие средства, витаминно-минеральные комплексы. При правильном лечении постепенно уменьшаются, а затем исчезают психотические симптомы. Медикаментозное лечение не должно иметь своей целью просто устранение болезненных проявлений, с тем, чтобы сделать ребенка «более удобным». Особое внимание необходимо уделять организации правильного питания ребенка. Рекомендуется применение бесказеиновой и безглютеиновой диеты (исключение из рациона молочных продуктов и продуктов содержащих пшеницу, овес, рожь, ячмень). Абсолютно необходимо применение минеральных добавок для восполнения дефицитов, увеличение в рационе количества растительной клетчатки, которая помогает наладить стул, улучшить пищеварение и вывести из организма соли тяжелых металлов. Необходимо применение витаминных комплексов. 
       В каждом отдельном случае для успеха необходима помощь психолога. Работа психолога включает в себя психологическую диагностику для определения доступного уровня взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Психологи должны взять на себя оказание психологической помощи семье, ее поддержку в организации эмоционального климата, обучение близких методам специальных занятий с ребенком. Основную часть психологической работы составляют регулярные занятия с ребенком. Поддержка психолога необходима на протяжении всей жизни аутичного человека, и особенно в периоды возрастных кризисов. 
По мере взросления ребенка все более важной фигурой становится педагог. Он должен подготовить его к получению начального образования обучение рисованию, чтению, счету, письму. Это должен быть специалист, знающий особенности таких детей и умеющий адаптировать традиционные методы обучения. Этот специалист обязан наладить взаимодействие со школьным преподавателем. Именно от его желания оказать помощь часто зависит успех всей дальнейшей работы. С позицией школьного учителя связано и отношение класса, настрой детей на поддержку или на выживание «странного» одноклассника. 
       На государственном уровне,  предусмотрена социальная помощь аутичному ребенку и его семье. А нужда в квалифицированном человеке, на которого можно опереться в социальном плане, огромна. Его информированность помогает семье преодолеть панику и беспомощность, справиться с бытовыми проблемами, организовать консультации специалистов разного профиля, обеспечить поиск учреждений, которые берут на себя специализированную помощь. 
       И, конечно, центром всей команды является сама семья. Ведь коррекция такого ребенка – это, прежде всего, лечебное воспитание – постепенное осмысление вместе с ребенком каждого прожитого дня, побуждение его к более активному взаимодействию, помощь в освоении им тех форм жизни, в которых эта активность может быть реализована. 
        Органы образования и здравоохранения рационально подходят к проблеме аутизма, исходя из того, что уже имеется, а не на основании тех устаревших пессимистических прогнозов, которые сформировались много десятилетий назад.